Перевозки грузов в междугородном и международном сообщениях обеспечивают хозяйственные связи как между регионами страны, так и между государствами.
Автомобильный транспорт с развитием рыночных отношений играет все более значительную роль в транспортном обеспечении этих связей в силу только ему присущих достоинств, к которым относятся:
· возможность перевозки межгород в строго назначенное время («точно в срок»);
· доставка от склада отправителя до склада получателя («от двери до двери»), исключая промежуточные перевалки груза;
· высокая скорость доставки груза, что уменьшает потребность в оборотных средствах и ускоряет оборот капитала производителей продукции;
· возможность перевозки мелких партий груза в соответствии с пожеланиями потребителя.
В 2002 году грузовыми автомобилями всех отраслей экономики с учетом оценки неформальной деятельности перевезено более 6,3 млрд. т грузов.
Для выполнения этого объема используется парк грузовых автомобилей в количестве 3,3 млн. единиц, который сосредоточен: в предприятиях отраслей экономики – 1,6 млн. ед., в индивидуальной собственности – более 1,57 млн. ед. и в подотрасли автотранспорта общего пользования (далее – АТОП) – около 0,13 млн. ед.
По сравнению с 1990 годом доля АТОП в общем объеме автомобильных перевозок грузов, несмотря на его известные преимущества (обеспечение более высокого уровня организации транспортного процесса и производительности труда, сокращение транспортных издержек), снизилась в 2,5 раза.
Доля некоммерческих перевозчиков в общем объеме перевозок грузов составляет около 80 %. Постоянный рост этой доли является характерной тенденцией последних лет.