Самый важный критерий выбора АКБ и самый недооцененный большинством потребителей.
В настоящее время ВСЕ стартерные аккумуляторные батареи являются кислотно-свинцовыми, независимо от того, по какой технологии они изготовлены купить аккумулятор.
Основные технологии производства АКБ условно подразделим на следующие: сурьмянистая (малосурьмянистая) Sb/Sb, кальциевая Са/Са (в т.ч. EFB и AGM), гибридная Sb/Ca.
Независимо от технологии изготовления, все аккумуляторы подразделяются на два основных типа — стартерные и тяговые (буферные, ИБП). Есть также промежуточный тип — полутяговые. Стартерные предназначены для единовременной отдачи большого пускового тока, который обеспечивается большей площадью поверхности пластин, которые намного тоньше чем у тяговых батарей. Т.е., в стартерных батареях пластин намного больше, но они тонкие и более подвержены механическому износу, их главное назначение — пуск двигателя внутреннего сгорания путем единовременной отдачи большого стартерного тока. Тяговые же аккумуляторы предназначены для питания электродвигателей и других электрических приборов, они отличаются малым стартерным (пусковым) током, для них он не важен. У них очень толстые и тяжелые пластины, и только эти батареи конструктивно могут переносить глубокий разряд, хотя тоже его естественно не любят, так как функционируют по одним и тем же физическим законам, как и стартерные. Они идеальны для питания автономных энергетических систем, котлов, применяются в электро- и гибридных автомобилях в качестве основной батареи, в разного рода источниках бесперебойного питания, и т.д.
Стартерные же батареи, на этом делаем особенный акцент, не предназначены для работы в условиях глубокого разряда, при этом неважно, по какой технологии они изготовлены и, если мы говорим об устойчивости стартерных батарей к глубокому разряду, то подразумеваем всего-навсего некоторое преимущество одной технологии перед другой, и любую стартерную батарею, для сохранения ее ресурса, после глубокого разряда нужно незамедлительно заряжать.
Теперь о том, почему важен выбор технологии для конкретного автомобиля.
Сурьмянистые Sb/Sb.
Поскольку свинец в чистом виде металл мягкий и отлитые из чистого свинца пластины АКБ не обладают достаточной механической прочностью, используются сплавы свинца с другими металлами. На протяжении большей части исторического периода производства АКБ таким металлом являлась сурьма. Соответственно, такие аккумуляторы называются сурьмянистыми (малосурьмянистыми).
Наиболее устойчивы к глубоким разрядам из всех традиционных технологий. При условии своевременной и правильной зарядки могут быть восстановлены практически без последствий.
Если пластины не имеют сильного механического износа, в случае даже глубокой сульфатации аккумулятор можно восстановить до приемлемого рабочего состояния.
Основные недостатки — самые низкие технические параметры из всех традиционных технологий. Высокий уровень саморазряда в состоянии покоя, особенно с подключенными клеммами. Высокий расход воды, соответственно необходимо периодически контролировать уровень электролита и доливать дистиллированную воду.
Особенности.
Порог напряжения, при котором на исправной батарее начинается интенсивное газовыделение, или так называемое «кипение», что на самом деле никакое не кипение, а электролиз (разложение воды на кислород и водород), самый низкий из всех технологий, находится примерно на 14,2-14,6 Вольт, соответственно диапазон постоянного зарядного напряжения бортовой сети, на которое рассчитаны сурьмянистые аккумуляторы, располагается в пределах 13,3 — 13,6 Вольт, как, собственно, и есть на старых автомобилях, например классических ВАЗах, Волгах, УАЗах и т.д.
В настоящее время достойных по качеству сурьмянистых батарей на рынке практически не осталось, даже самые дешевые аккумуляторы уже почти все кальциевые или гибридные.
Резюме: Применимость – автомобили с напряжением постоянного заряда в бортовой сети 13,3 – 13,6 Вольт. Но ввиду высокой требовательности к частоте обслуживания и квалификации пользователя, лучше предпочесть гибридную батарею, о них далее. Где их не нужно применять: в бортовых сетях с напряжением более 13,7 — 13,8 вольта – расход воды будет катастрофически быстрым.
Кальциевые Ca/Ca.
Начиная с 80-х – 90-х годов прошлого века, подстраиваясь под требования автопроизводителей, в свинец вместо сурьмы стали добавлять кальций.
Применение кальциевого сплава позволило поднять зарядное напряжение в бортовых сетях, что обеспечило более быструю заряжаемость аккумуляторов и при этом уменьшить расход воды, так как интенсивный электролиз в исправных кальциевых батареях начинается на напряжении 15,5 — 16 вольт. Соответственно, диапазон постоянного зарядного напряжения в бортовой сети, при котором обеспечивается адекватное восполнение утраченного заряда, располагается в пределах 13,9 – 14,5 Вольт. Как и есть в большинстве современных автомобилей, в том числе и отечественного производства.
Достоинства:
Из традиционных технологий кальциевая обеспечивает наилучшие технические параметры АКБ.
Очень малый расход воды. Исправные батареи данного типа лучше переносят летнюю жару.
Низкий саморазряд в состоянии покоя.
Недостатки.
Хуже всех технологий переносят глубокие разряды. Но этот недостаток больше был выражен у ранних кальциевых батарей. Сейчас производители в батареях премиум класса снижают этот недостаток применением различных специальных дорогостоящих добавок, в том числе серебра. В интернете много страшилок про недопустимость полного разряда кальциевых батарей. Если после полного разряда кальциевую батарею СВОЕВРЕМЕННО и ПРАВИЛЬНО зарядить, потеря емкости будет минимальной.
Резюме: Если у вас современный автомобиль со стандартным электрооборудованием (без лебедок, Вебасто, старт-стопа и т.п.), со стабильным напряжением заряда от 14 вольт и выше – только кальциевая батарея. Противопоказания к применению – классические Жигули, Волги и любые другие авто, где напряжение заряда не превышает примерно 13,9 вольт. Не рекомендуется для автомобилей с продвинутыми автозвуковыми системами, но тут тоже есть нюансы – если установлен более мощный генератор и прослушивание только на заведенном автомобиле, почему бы и нет.